среда, 6 февраля 2013 г.

характеристики здания, влияющие на его восприятие человеком

4,78 Mb.страница2/16Дата конвертации16.10.2011Размер4,78 Mb.Тип Смотрите также:   2                   Глава 2 ^ Восприятие и атрибуция Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того, как мы их воспринимаем. М. Монтень Цели главы: ознакомить с основными переменными, влияющими на поведение индивида в совместной деятельности в организации; выяснить сущность, свойства, фундаментальное значение и роль восприятия в формировании осознанного организационного поведения индивида; объяснить процесс восприятия, механизмы селекции, принципы организации и интерпретации; выявить основные «эффекты» и ошибки социального восприятия и их значение в управленческой деятельности; изучить теории атрибуции и причины, приводящие к фундаментальной ошибке атрибуции; познакомить с тактиками управления впечатлениями. Ключевые слова Атрибуция, восприятие, стереотип, эффект ореола, управление впечатлением, фундаментальная ошибка атрибуции. ^ 2.1. Сущность и значимость восприятия Величайшее адаптивное преимущество человека его способность модифицировать собственное поведение как функцию способа, каким он воспринимает и понимает ситуацию. ^ Г. Тэджфел Если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям, независимо от того, насколько она в действительности реальна. ^ Теорема У. Томаса Прежде чем приступить к изучению процессов восприятия, попробуйте поразмышлять над этими двумя высказываниями, а затем уточнить интерпретацию уже после изучения главы. Как можно продолжить ряд терминов «человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект, универсум, работник, сотрудник»? В вашем восприятии эти понятия являются синонимами, антонимами, пересекающимися или непересекающимися множествами, случайным набором слов? Чем поведение индивида отличается от поведения личности? Какие ментальные образы вызывают у вас эти слова? Попробуйте дать свои определения этим абстрактным понятиям, а затем сравните их с определениями, приведенными ниже. Человек это живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного; живое существо, наделенное духом, разумом, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Человек является предметом изучения различных областей знания: социологии, психологии, медицины, физиологии, педагогики и др. Индивид человеческий индивид как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.). В ОП признаком рассмотрения человека как индивида является то, что объединяет человека с другими людьми и с природой, общебиологические свойства индивида (пол, возраст, антропометрия, тип, конституция). Личность обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей), совокупность социально-психологических свойств человека, выражающих то, что объединяет человека с обществом и характеризует его как члена макросоциума, т. е. его социальное бытие. Индивидуальность определяется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними, т. е. индивидуальность человека это системное уникальное качество, отражающее неповторимость и уникальность данного человека, т. е. самобытность свойств человека, реализующихся в его творческом бытии. Субъект совокупность характеристик человека как распорядителя собственных душевных сил, собственных способностей и как активного пользователя разновидностей социальной среды, выражающаяся в социально-энергетических свойствах человека. Универсум совокупность высших духовных свойств (жертвенность, подвижничество, альтруизм) человека, проявляющаяся как общечеловеческое бытие человека в том, что характеризует его как члена человеческой общности в деятельности для других людей. Это человеческое в человеке. Работник лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку организации, имеющее права (на условия труда; на возмещение ущерба, причиненного здоровью в связи с работой; на равное вознаграждение за равный труд; на отдых; на объединение в профессиональные союзы; на социальное обеспечение по возрасту; на судебную защиту своих трудовых прав) и обязанности (добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину, бережно относиться к имуществу организации, выполнять установленные нормы труда). Как вы полагаете, терминологическое единство может помочь студенту более точно и ясно воспринимать учебный курс, понимать поведение конкретных людей в организации? Понятия и категории это абстракции, схемы, конструкты, концепции. А что определяет поведение конкретного человека, отличающегося неповторимостью и своеобразием? Для лучшего понимания поведения людей в организации обратимся к моделям, теориям и концепциям ОП. Для понимания

Глава 2 ^ Восприятие и атрибуция - О. Н. Громова д э. н., проф

Комментариев нет:

Отправить комментарий